Психологічна сторінка

Успешное собеседование


Поскольку данная встреча с работодателем имеет большое значение для любого соискателя, то и отнестись к ней следует со всей ответственностью. Здесь мелочей не бывает. Начиная с внешнего вида и Ваших манер и заканчивая умением преподнести себя, показать свои самые достойные характеристики, именно те, которые актуальны для данной вакансии. Заранее узнайте, существуют ли какие-нибудь правила относительно внешнего вида, предпочтителен ли какой-то стиль в одежде. Следуя подобным рекомендациям, можно уже с первого взгляда завоевать себе симпатию или антипатию.

Заранее познакомьтесь с перечнем вопросов, которые достаточно часто встречаются при собеседованиях, потренируйтесь дома в изложении о себе необходимой информации. Допустим, при просьбе рассказать немного о себе, следует коснуться только основных моментов Вашей биографии, Ваших достижений, устремлений, здесь же можно упомянуть о тех наградах, которые Вы имеете.

Достаточно много необходимой информации вынесет интервьюер не только из того, что Вы говорите, сколько, наблюдая за Вашим поведением, ведь человек может получить до 70% информации при помощи невербальных средств общения, то есть мимики, жестов, позы и лишь 30% сведений передаётся с помощью слов. Поэтому, если Вы захотите слукавить, то опытный менеджер, безусловно, заметит это. Постарайтесь быть искренними и естественными.

Отвечая на вопросы, избегайте односложных ответов, как, Да или Нет, постарайтесь раскрыть Вашу позицию, объяснить свою точку зрения, но в то же время не следует и затягивать свой монолог. Правильная речь, отсутствие сленга и слов паразитов производят благоприятное впечатление на собеседника.

Беседуя с любым человеком, а с работодателем в особенности, следует время от времени смотреть ему в глаза, тем самым Вы проявите уважение к человеку и продемонстрируете свою искренность, заинтересованность в вашем общении. Если смотреть в глаза по каким-то причинам сложно, то можно мысленно очертить на лице собеседника треугольник «лоб-глаза-нос» и стараться держать свой взгляд в этом поле.

Нахождение Ваших рук также может сказать Вашему собеседнику о желании быть открытым и искренним, поэтому руки, лежащие на столе, гораздо лучше, чем руки, скрывающиеся под столом. Безусловно, если Ваши руки не скрещены между собой, то этот вариант гораздо более выгоден, чем переплетённые в крепкий замок руки.

В целом, невербальные средства общения – это очень интересная тема и ей посвящено достаточно много времени на тренинге по коммуникации или вполне можно самостоятельно изучить соответствующую литературу.

Как уже отмечалось, готовясь к собеседованию, важно узнать как можно больше о той организации, о том предприятии, куда Вы планируете трудоустроиться, ведь подобная информированность будет свидетельствовать только о Вашем сильном желании попасть именно в эту организацию, о Вашем уважительном отношении к её представителям.

Итак, вот перечень вопросов, которые часто задают на собеседовании (количество вопросов и их вариативность зависят исключительно от вашего оппонента).

Самое распространённое это:
«расскажите немного о себе», лучше с самого начала постараться заинтересовать потенциального работодателя своей персоной, хорошо бы продумать в чём именно Ваша изюминка.

Конечно же, вопросы касательно Вашего выбора:
«почему именно эта организация привлекла Ваше внимание, почему именно здесь хотели бы работать, что знаете об этой организации» и т.д.
«почему ушли с предыдущего места работы», здесь, безусловно, работодателю важно услышать о достойных причинах ухода, как то, стремление наиболее полно реализовать свой потенциал и другие серьёзные доводы;
«назовите свои достоинства и недостатки», приветствуется, если Вы сможете привести конкретные примеры проявлений своих сильных сторон. Что касается слабостей, то достаточно заявить об одном своём недостатке и сказать при этом, что Вы работаете над его исправлением;
«кем Вы видите себя через несколько лет», здесь интересно работодателю услышать об умении видеть перспективы, ставить перед собой цели;
«каким на ваш взгляд должен быть начальник» - просматривается отношение соискателя к руководству, к контролю вообще и к желанию проявить свои способности, возможности при любом контроле;
при наличии возможности задать свой вопрос необходимо непременно поинтересоваться своими будущими функциональными обязанностями. Это также будет свидетельствовать о Вашем желании работать именно в этой компании и именно на этой должности;
вопрос о заработной плате: если работодателем этот вопрос не был озвучен, то, безусловно, Вам следует поинтересоваться уровнем вознаграждения, но этот вопрос должен быть корректным, к примеру: «какую заработную плату ваша организация выплачивает работнику на аналогичной моей должности». В случае вопроса со стороны работодателя: «на какую заработную плату Вы рассчитываете», соискателю следует уже заранее знать о размере заработной платы работника на подобной должности. Если Вы претендуете на несоразмерно высокую оплату своего труда, то Ваша кандидатура будет отклонена в силу того, что, не начав работать, не показав себя, своего усердия и компетентности, Вы уже хотите иметь высокий заработок. Но и занижать цифры также не следует, чтобы работодатель увидел желание адекватной оплаты Вашего труда, в соответствии с Вашим усердием к работе, успешности и возможностями организации.

Итак, не забывайте, что собеседование – это переговоры, это диалог двух людей, двух сторон, каждая из которых выясняет необходимую информацию для себя. Работодатель должен понять насколько кандидатура соискателя соответствует заявленной вакансии, а соискатель думает, действительно ли он подходит под заданные требования вакансии данной конкретной организации.

Адаптация на новом рабочем месте


Преодолев превратности судьбы на пути трудоустройства, молодой специалист получает статус сотрудника организации. Начинается новый период в жизни, который связан с определенными трудностями.

Надо быть готовым к тому, что работодатель будет пристально наблюдать за новым сотрудником и оценивать правильность своего выбора. Для этого существует так называемый испытательный срок. Главная задача молодого специалиста на этот период произвести наилучшее впечатление на коллег и руководство, создать себе в их глазах достойную репутацию.

Законодательно определен основной круг работников, которым испытательный срок при приеме на работу не устанавливается (Статья 70 Трудового кодекса). В частности это

«лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

Но это не повод расслабляться. Если у руководителя возникнут сомнения в компетентности и профессионализме нового сотрудника, то никакое отсутствие испытательного срока не поможет.

Начало работы на новом месте знаменуется процессом адаптации. Это сложный психологический и физиологический процесс привыкания к новой обстановке, режиму дня и т. д. Адаптационный период на новом рабочем месте длится от нескольких месяцев до года. Заканчивается он тогда, когда новый сотрудник становится полноценным членом коллектива, занимает свою нишу в этой системе профессиональных и личных отношений.

Существуют приемы и правила поведения, с помощью которых можно облегчить процесс адаптации на новом рабочем месте.
Во-первых, зарядитесь уверенностью в своих силах. Если работодатель принял Вас на работу значит он считает, что Вы способны ее выполнять.
Далее помните, что внимания к вашей персоне и так будет предостаточно, поэтому старайтесь не привлекать его еще больше своими поступками, манерой одеваться и т.д. Не опаздывайте, не уходите раньше времени на обед, не смейтесь слишком громко…
В связи с тем, что Вам будет необходимо быстро усвоить большой поток информации (имена – фамилии, телефоны, расположения кабинетов, порядок действий, распорядок дня и т.д.) заведите блокнот, в котором будите фиксировать необходимые данные.
Помните, что «по одежке встречают» и влиться в сложившийся до Вас коллектив будет значительно легче, если Вы и внешне будете походить на других сотрудников (по крайней мере первое время старайтесь соблюдать присущий им стиль в одежде).
Установление хороших отношений в новом коллективе ничуть не менее важно, чем качество вашей работы. Поэтому уделяйте внимание не только поставленной перед Вами задаче, но и коллегам.
Ведите себя корректно и вежливо по отношению к другим сотрудникам. Будьте в меру открыты, не впадайте в панибратство, но и не вызывайте массу домыслов из-за нехватки информации о Вас.
Четко соблюдайте субординацию согласно своему месту в иерархической структуре организации. Изучите организационную структуру, познакомьтесь с основными подразделениями и главными людьми.
Так же следует четко знать цели и задачи подразделения в котором Вы состоите. Старайтесь все, что Вы делаете, делать с учетом этих целей.

Тест "Предпринимательские способности"

Тест позволяет оценить уровень Ваших предпринимательских способностей (подготовила Т. Матвеева).
Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.
1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?
2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?
3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег?
5. Вы здоровы?
6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?
7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?
8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?
9. Понятны ли вам идеи и мысли других?
10. Есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?
11. Знакомы ли вы с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?
12. Будет ли в вашем городе или области спрос на товар или услугу, которые вы собираетесь предложить?
13. Есть ли у вас начальная подготовка в области маркетинга и финансов?
14. Хорошо ли идут дела в вашем городе (области) у других предпринимателей вашего профиля?
15. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?
16. Располагаете ли вы достаточными финансовыми средствами, чтобы поддержать свое предприятие в течение первого года его существования?
17. Есть ли у вас возможность привлечь к финансированию создаваемого вами предприятия родных и знакомых?
18. Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов?
19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?
20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело — это главная ваша мечта?
 
Ключ
Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте, пожалуйста, сумму очков.
Результат
Если сумма очков равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею — главное, чтобы идеи действительно того заслуживали.
Вы набрали от 13 до 17 очков? Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Однако вы можете стать удачливым дельцом, коммерсантом.
Если у вас менее 13 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта, и прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Немає коментарів:

Дописати коментар